2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
В 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН 2 апреля объявлен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.
Аутизм – это нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга.
Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.
Часто родители не сразу обращают внимание на нетипичное, нехарактерное для возраста поведение своего ребенка. Это, как правило, связано с тем, что ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку в целом и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии.
«Красные флажки аутизма», при проявлении которых стоит обратиться к специалисту:
- ребенок не пользуется указательным жестом,
- не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбку,
- не реагирует на свое имя или на просьбы, обращенные к нему,
- не слышит речи, не понимает, зачем к нему обращаются взрослые,
- не произносит фразу из 2-х слов к 2 годам,
- не пользуется игрушками по своему прямому назначению.
Часто у ребенка не развивается сюжетная игра. К примеру, машинка для мальчика – это не образ автомобиля, который он видел на улице, а лишь колеса, которые можно крутить. С помощью игрушки ребенок не может воспроизвести увиденный в жизни сюжет. Если родители замечают перечисленные особенности, то нужно обязательно обратиться к врачу.
Чем раньше родители заметят, что их ребенок по-иному воспринимает мир, тем своевременнее будет оказана ему помощь в социализации и адаптации к внешнему миру.
Аутизм не болезнь, его нельзя «вылечить», но можно значительно скомпенсировать состояние и адаптировать, сделать доступной среду.
К сожалению, число людей с РАС растет по всему миру. Проблема социальной адаптации, получения образования и выбора дальнейшего жизненного маршрута для людей с РАС является одной из острейших на сегодняшний день. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит, что примерно каждый 160-й ребенок в мире имеет признаки данного заболевания (https://who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders). Среди мальчиков РАС встречается в 4 раза чаще, чем среди девочек.
Для решения проблем социализации у людей с РАС, социальной адаптации, выбора дальнейшего жизненного маршрута, в Чувашской Республике разработана Концепция комплексного сопровождения людей с РАС. В рамках реализации Концепции на базе БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии создан Региональный ресурсный центр для людей с РАС, целью которого является развитие системы комплексного сопровождения людей с РАС в Чувашской Республике.
Приоритетными направлениями Регионального ресурсного центра являются:
создание условий доступности для детей и взрослых людей с РАС во всех областях жизни общества – на объектах образования, культуры, спорта, транспорта и т. п.
осуществление межведомственного взаимодействия для всесторонней поддержки семей людей с РАС.
обеспечение маршрутом непрерывного сопровождения каждого ребенка на всех этапах его развития, т.е. организация процесса комплексной и целостной системы помощи.
формирование толерантного отношения в обществе к людям с РАС.
Все дети, имеющие диагноз РАС, в действительности очень разные. Это важно понимать на этапе построения совместно с родителями ребенка плана его коррекции. Самое главное изначально понять возможности ребенка, путем проведения оценки уровня развития навыков и социального взаимодействия.
При осуществлении комплексного подхода в реабилитации и социализации, можно повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную, счастливую жизнь в будущем.