Формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях

Формирование толерантного отношения к инвалидам в образовательных учреждениях

В современном образовании все чаще применяется модель инклюзии, т.е. совместного обучения нормальных детей и малышей с проблемами в развитии. Постепенно общество уходит от того, что инвалидов нужно прятать и скрывать. Родители должны уметь донести до ребенка необходимость толерантности к тем, кто отличается от большинства. Зачем это нужно?

Дети с ОВЗ нуждаются в полноценной социализации, иначе они не смогут стать полноправными участниками общества. До введения инклюзии были случаи, когда инвалиды привыкали общаться небольшими группами и это негативно сказывалось на их существовании.

Совместное обучение позволяет снизить вероятность агрессии по отношению к тем, кто не похож на всех. Поэтому ребенку нужно с раннего детства объяснять, как нужно относиться к инвалидам. Среди взрослых нередко можно встретить негативное отношение: «уберите этого урода»; «он заразный!», «противно его видеть» и т.п.

Чтобы избежать подобных убеждений важно с малых лет воспитывать у малыша положительное отношение к инвалидам. Воспитание толерантности способствует формированию милосердия, эмпатии, сочувствия. Эти качества нужны для дальнейшей жизни.

Подготовительный этап

Примерно с годовалого возраста ребенка учат обращать внимание на то, что все люди разные. Они различаются ростом, цветом волос, глаз и телосложением. Вместе с этим могут наблюдаться и другие особенности — отсутствие слуха, зрения, конечности и другие дефекты. Все это не делает человека кем-то другим, иным существом. Ребенок с ОВЗ остается таким же малышом и поэтому с ним можно спокойно общаться. Разыгрывайте сцены с игрушками, предлагайте дошкольнику решать разные ситуации. Например, как он воспримет человека с шрамами.

На подготовительном этапе нельзя наказывать ребенка за неподходящие ответы. Если он реагирует неправильно, то нужно обсудить это с ним и наводящими вопросами навести на правильные выводы. Например, если дошкольник предлагает выгнать инвалида, то его просят оценить поступок. Нельзя в этот момент ругать ребенка, унижать, оскорблять. Мягко расскажите ему о чувствах другого и предложите заново оценить поступок. На подготовительном этапе нельзя торопиться и предлагать готовые решения.

Некоторые приемы

Специально выискивать детей с ОВЗ не стоит, но если такой ребенок будет в группе детского сада, то это может способствовать воспитанию толерантности. Родителям стоит объяснить, что такой малыш требует определенного к себе отношения. Например, он может не любить обниматься и это нужно уважать. Еще один прием — это предложение встать на место дошкольника с ОВЗ. Инвалиду может быть одиноко и грустно без общения. Поэтому здоровый ребенок сам подходит к нему и предлагает поиграть. Воспитание взаимовыручки длительный процесс. Родители должны объяснять малышу, как важно помогать друг другу в разных жизненных ситуациях. Только это делает человека человеком и развивает духовность.



30 ноября 2022
17:30
Поделиться