Конституционный Суд РФ опубликовал "судейское" отказное определение по заявлениям, в которых указывалось на несправедливость разного подхода к определению размера выплат для лиц, которые не работают и заняты уходом за инвалидами I группы (Определение Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2023 г. № 3011-О):

  • такая выплата (ежемесячная компенсационная, установленная Указом Президента РФ) для помощников инвалидов I группы составляет 1200 руб,
  • аналогичная выплата (ежемесячная, установленная Указом Президента РФ) родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), ухаживающим за инвалидами с детства I группы, составляет 10 000 руб,
  • аналогичная выплата (ежемесячная, установленная Указом Президента РФ) для иных лиц (не родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), ухаживающих за инвалидами с детства I группы, составляет всего 1200 руб.

Размер второй из указанных выплат больше размера первой и третьей в 8 раз. Между тем, объем ухода за гражданами одной группы инвалидности примерно одинаковый, он не меняется в зависимости от того, кто именно - родитель или нет - ухаживает за инвалидом.

Не противоречит ли такая разница в размерах выплат конституционным принципам равенства перед законом, достоинства личности, конституционному праву на социальное обеспечение и запрету на издание актов, умаляющих права и свободы человека?

Конституционный Суд РФ не усмотрел никакого нарушения прав заявителей:

  • право неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидами, на получение тех или иных мер материальной поддержки непосредственно из Конституции РФ не вытекает. Следовательно, законодатель вправе сам определить их конкретные виды, объем и условия предоставления, а также ввести дифференциацию размеров соцвыплат с учетом объективно значимых обстоятельств;
  • выделение родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) среди всех граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, и установление им ежемесячной денежной выплаты в значительно более высоком размере, чем это предусмотрено для иных лиц, осуществляющих уход за теми же инвалидами - в условиях ограниченности публичных ресурсов - обусловлено тем, что категория детей-инвалидов (которые после достижения возраста 18 лет, как правило, приобретают статус инвалидов с детства) является наиболее уязвимой и потому нуждающейся в особой заботе государства. Поэтому повышать социальную защищенность именно этой категории инвалидов необходимо в приоритетном порядке;
  • при этом до приобретения статуса инвалида с детства I группы гражданин, как правило, имел статус ребенка-инвалида, и после достижения возраста 18 лет он нуждается в продолжении ухода в прежнем объеме. Поэтому фактическое положение его родителя, который ухаживал за ребенком-инвалидом до его совершеннолетия и продолжает ухаживать после, не меняется. Значит, и правовое положение такого родителя не должно меняться;
  • что касается разницы в размере выплат для родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) инвалидов с детства I группы и иных лиц, которые ухаживают за таким инвалидом, то она объясняется характером правовой связи между ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы и лицом, осуществляющим уход за ним: родитель (усыновитель, опекун, попечитель) обязан в силу норм ГК РФ и СК РФ заботиться о содержании своих детей (подопечных), а иные лица - нет;
  • по тем же основаниям не может считаться произвольной установленная Президентом РФ разница в размерах выплат, предусмотренных для лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы, в зависимости от причины инвалидности, из-за чего родители инвалидов с детства I группы получают выплату в значительно большем размере, чем родители инвалидов I группы вследствие иных причин (в частности, общего заболевания).

Кроме того, Конституционный Суд РФ высказался также по поводу затянувшихся сроков индексации данных пособий: размер выплаты по уходу за инвалидами I группы был установлен в 2008 году и с тех пор ни разу не индексировался, размер выплат для родителей инвалидов I группы с детства не индексировался с 2019 года, что вызвало у заявителей вопросы о нарушении ч. 7 ст. 75 Конституции РФ, которая гарантирует гражданам РФ индексацию социальных пособий и иных социальных выплат (и введение которой в обновленную Конституцию РФ в 2020 году было драйвером агитационной кампании перед проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ).

Конституционный Суд РФ не усмотрел никакого нарушения упомянутой нормы:

  • действительно, законодатель обязан своевременно менять действующее правовое регулирование социально-обеспечительных отношений, направленных, в частности, на установление механизма индексации (поэтапного увеличения) указанных выплат,
  • но исполнение требований части 7 статьи 75 Конституции РФ связано с учетом социально-экономических условий и финансовых возможностей государства на среднесрочный и долгосрочный период,
  • а оценка же Конституционным Судом РФ разумных сроков разработки необходимого законодательного регулирования означала бы вмешательство Конституционного Суда РФ в разрешение социально-экономических вопросов, с которыми неразрывно сопряжена подготовка соответствующих изменений.
18 декабря 2023
13:54